В Европе при всём изобилии кинофестивалей и премий, долгое время не существовало некоей единой континентальной «суперпремии». Все европейские фестивали имели довольно отчётливый национальный характер и делились по месту их проведения. И каннская «пальмовая ветвь» (Франция), и «бронзовый леопард» (Швейцария), и немецкий «медведь» — все они до некоторой степени отражали национальный взгляд на киноиндустрию.
Премия «Феликс» (Felix Awards) была создана в 1988 году до некоторой степени в противовес американскому «Оскару», вследствие желания противопоставить американскому суперпризу нечто супер-европейское. Её учреждение было задумано как часть общего объединительного процесса в Европе, в сфере кинематографии.
Подобно тому, как название американского «Оскара» (случайно) связано с именем собственным (золотая статуэтка имела некоторое портретное сходство с дирижёром эстрадно-симфонического оркестра, сопровождавшего первые церемонии вручения премии), так и название «Феликс» («счастливый») тоже вполне случайно. Так называлось одно небольшое каннское кафе, где в начале 1987 года несколько знаменитых режиссёров Старого Света (как раз во время очередной церемонии вручения каннской «пальмовой ветви») и придумали этот приз в пику американскому коммерциализированному «Оскару».
Поскольку приз является именно общеевропейским, по уставу ежегодное вручение премии происходит не в одном и том же месте, а в разных столицах Европы. Правда, в течение первых десяти лет существования премии чаще всего она оказывалась в Берлине. Так, в 1988 году самая первая церемония награждения «Феликсами» прошла в ещё Западном Берлине (до объединения города и страны).
В отличие от американского «Оскара» статуэтка «Феликса» не золотая, а бронзовая, на латунном постаменте (на котором можно увидеть и эмблему «еврооскара» — чёрную лестницу из четырёх ступеней), макет которой был сделан немецким скульптором-примитивистом. Контраст внешнего вида этих двух скульптур («Оскара» и «Феликса»), при общности замысла, наглядно демонстрирует разницу в идеологии и эстетике премий.
Премия стала очень популярна сразу после учреждения. Однако в середине 1990-х годов её популярность заметно снизилась. Премия была переименована в European Film Awards, дизайн статуэтки также был изменён, приближён к художественным стандартам других кинопризов. В начале 2000-х интерес к «европейскому Оскару» возродился.
Если американский «Оскар» — награда принципиально коммерческая и даже номинацию на неё могут получить только фильмы, не только окупившие себя, но и получившие большую прибыль, то «Феликс» для отбора и награждения кинокартин пользуется совершенно другими критериями. Это награда некоммерческая, точнее говоря, финансовая успешность картины не является критерием для отбора. До некоторой степени на выбор жюривлияет даже некоторое общее настроение европейской бюрократии. Наконец, это награда за художественные достоинства кинопроизведения (новаторские или, напротив, традиционалистские). И если по престижности«Феликс» пока уступает главной голливудской награде, то всё-таки сегодня это европейская кинонаграда № 1 наряду с каннской «Золотой пальмовой ветвью».
Главной номинацией премии Европейской киноакадемии является приз за Лучший фильм Европы (или европейский фильм года). Количество побочных номинаций за всё время существования Феликса колебалось от 15 до 25 категорий. Как правило, лауреаты премии Европейской киноакадемии определяются голосованием её членов, одну премию определяют зрители (в некоторые годы количество зрительских призов доходило до пяти), и ещё одну — кинокритики (приз-ФИПРЕССИ):
Лучший фильм Лучший режиссёр Лучший актёр Лучшая актриса Лучший сценарист Лучший композитор Лучший оператор Лучший монтаж Лучший художник-постановщик Лучший актёр второго плана Лучшая актриса второго плана Лучшее кино для детей Лучший документальный фильм Лучший мультфильм Лучший короткометражный фильм Лучший фильм совместного производства За творчество в целом За европейский вклад в мировое кино Лучший неевропейский фильм Лучший фильм (зрительский приз) Лучший режиссёр (зрительский приз) Лучшая актриса (зрительский приз) Лучший актёр (зрительский приз)
Церемония вручения наград European Film Awards прошла в Берлине вечером 11 декабря. Ведущей мероприятия стала немецкая актриса Аннабель Манденг.
Онлайн-трансляция велась на сайте Европейской киноакадемии. Победители были определены на основе голосования более 4200 европейских режиссеров. Ясмила Жбанич за картину «Куда ты идешь, Аида?», посвященную событиям в Сребренице во время войны, была признана лучшим режиссером года. Награду за лучшую женскую роль получила сербская актриса Ясна Джуричич, снявшаяся в фильме Жбанич.
Лучшим актером стал Энтони Хопкинс за роль в фильме «Отец». Приз за лучшую комедию достался фильму «Ниндзя-ребенок». В конкурсе также участвовал фильм «Купе номер шесть», созданный финским режиссером Юхо Косманеном и снятый при поддержке Министерства культуры России.
12 декабря в Берлине прошла 33 церемония вручения основных премий Eвропейской киноакадемии. Торжественный вечер транслировался из студии Futurium, где зрителей и призеров приветствовали президент EFA Вим Вендерс и его преемница Агнешка Холлад, а также председатель академии Майк Дауни и директор Марион Деринг. Номинанты присутствовали на мероприятии дистанционно и произносили слова благодарности через видеосвязь. Организаторы премии выразили свое почтение Рейкьявику, где должна была состояться церемония до ее переноса в онлайн-формат. Мероприятие началось с видеоролика, в финале которого звучало приветствие из исландской столицы.
7 декабря в Берлине прошла 32 церемония вручения премии Европейской киноакадемии / European Film Academy. Ее ведущими стали европейские актрисы Анна Брюггеманн и Аисте Диржюте.
Призы в 23 номинациях вручили известные европейские кинематографисты, в числе которых актрисы Агата Бузек (Польша), Юсефине Фрида Петтерсен (Норвегия), Гера Хильмар (Исландия), Иоанна Кулиг (Польша), Ева Меландер (Швеция), Дафна Патакия (Бельгия), Бенедетта Поркароли (Италия), Сарина Радомский (Германия), Адриана Угарте (Испания); актеры Клас Банг (Дания), Якоб Седергрен (Дания), Джулиус Фельдмайер (Германия), Алекс Лоутер (Великобритания), Милан Марич (Сербия); режиссеры Клер Дени (Франция), Нино Киртадзе (Франция), Роза фон Праунхайм (Германия), Дэвид Йейтс (Великобритания), председатель совета EFA Агнешка Холланд и президент EFA Вим Вендерс.
30-я церемония вручения премии Европейской киноакадемии 2017 состоялась в Берлине 9-го декабря 2017 года. Лучшим фильмом стала комедия Рубена Эстлунда "Квадрат"
29-я церемония вручения премии Европейской киноакадемии 2016 состоялась 10-го декабря 2016 года во Вроцлаве, Польша. Лучшим фильмом была признана драма Марена Аде "Тони Эрдманн"
12 декабря 2015 года в Берлине состоялась 28-я церемония награждения лауреатов премии Европейской Киноакадемии European Film Awards. Всего на мероприятии присутствовали около 900 гостей – победители, номинанты и члены Европейской киноакадемии. Лучшим европейским фильмом 2015 года признана «Молодость», лучшей европейской комедией - «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Приз зрительских симпатий получила испанская картина «Миниатюрный остров».
13 декабря 2014 года в Риге состоялась церемония награждения лауреатов премии Европейской Киноакадемии European Film Awards. Триумфатором церемонии стала черно-белая драма Павла Павликовского «Ида» - фильм завоевал призы в четырех номинациях (Лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий и лучший оператор). Помимо этого, ленте достался приз зрительских симпатий PEOPLE’S CHOICE AWARD.
7 декабря в Берлине состоялась церемония вручения премии Европейской киноакадемии 2013. Список победителей для многих стал сюрпризом: французская сенсация этого года «Жизнь Адель», отхватившая Золотую пальмовую ветвь в Каннах, осталась ни с чем, а драма «Разорванный круг» с пятью номинациями получила всего один приз.
1 декабря 2012 года на Мальте состоялась церемония награждения лауреатов европейской премии European Film Awards. В этом году победителей почетной награды выбирали 2700 членов киноакадемии со всей Европы. Фильм «Любовь» Михаэля Ханеке, который в мае 2012 года завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, был высоко оценен европейскими киноакадемиками.
European Film Awards 2011 — 24-я церемония вручения премии Европейской киноакадемии, которая прошла 3 декабря 2011 года в Берлине. Победителей выбирало более 2500 членов академии.
Лучшим европейским фильмом была признана лента Ларса фон Триера «Меланхолия». Этот фильм взял не только главный приз, но и две дополнительных премии («Лучшая работа художника» и «Лучший оператор»). Также три премии получил фильм «Король говорит!».
4 декабря 2010 года, вечером в Культурной столице Европы 2011 в Таллинне состоялось 23-е вручение “европейских Оскаров” — наград Европейской киноакадемии. Самый большой урожай наград Европейской киноакадемии, собрал фильм “Призрак” режиссера Романа Полански. В том числе лучший режиссер и лучший фильм 2010 года. Сам Полански следил за ходом вручения премий через программу Skype.
В немецком городе Бохум состоялась церемония награждения премии European Film Awards 2009, в который раз отметившая лучших европейских кинодеятелей. На церемонии, в качестве гостей, присутствовали режиссер Роланд Эммерих ("Послезавтра", "2012"), актрисы Виктория Абриль ("Свяжите меня!") и Изабель Юппер ("Пианитска"), режиссер Анджей Вайда и другие. Лучшим фильмом Европы в 2009 году признан фильм Михаэля Ханеке на военную тематику "Белая лента" (The White Ribbon) - он же взял еще две награды - за сценарий и режиссуру.
7 декабря в Копенганене прошла церемония вручения наград Европейской киноакадемии. В наибольшем количестве номинаций победил итальянский фильм «Гоморра» режиссёра Маттео Гарроне, ранее получивший также гран-при Каннского кинофестиваля. Европейская киноакадемия признала «Гоморру» лучшим фильмом, а также вручила награды за лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую операторскую работу и лучшую мужскую роль (Тони Сервилло).
Лучшей женской ролью признана работа Кристин Скотт-Томас во французском фильме «Я так давно тебя люблю».
В этом году — в отличие от предыдущих — от каждой страны в списке представлено максимум три фильма. Всего в нем значатся 42 картины из 26 европейских стран. В Европейской киноакадемии гордятся тем, что в этом году подборка лент-участниц иллюстрирует все разнообразие европейского кино.