В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере.
Мне больше всего понравился из фильмов великого Параджанова фильм "Легенда о Сурамской крепости". Особенно меня потрясла ближе к концу фильма сцена смерти. Ничего глубже о великом таинстве смерти я не видел. До просмотра этого фильма я думал, что большая притча которая состоит из множества других притч создано мной в моём киносценарии "Искупление". Но мой фильм, который ещё ждёт своего режиссёра сделан чисто в европейском стиле, в отличии от восточного стиля Параджанова. Мой тоже состоит из множества сцен, которому рад был бы любой художник сюрреалист.
Живопись в духе Климта. Поэзия. Немой театр. Медитация. Апофеоз эстетики. "Сны Акиры Куросавы" были 22 года спустя! Куросава сплагиатил стиль Параджанова! И это чем-то напоминает короткометражные super 8 mm плёнки Джармена. Но Джармен тоже был, представьте, позже. Не намного, но позже. Ничего не читал, это мои собственные, как всегда, аналогии во время просмотра. С теми вещами давно, гораздо раньше ознакомился. 10/10.
В моём детстве следить за творчеством таких людей, как Сергей Параджанов или Эрнст Неизвестный, могли позволить себе единицы, а уж высказывать собственное мнение об их работах открыто… подобных в нашем кругу не попадалось. Знакомясь с фильмами Параджанова сейчас, понимаю, каким "неформатом" были они в момент выхода, коль и сегодня питают воображение и будоражат чувства. "Цвет граната" изумляет своей книжно-иллюстративной, а не кинематографической красотой уже с начальной заставки. Имея диплом художника-оформителя, не могла не заметить стиль шрифта, выбор цветов в оформлении ленты, дизайн каждого кадра. Фильм Параджанова по преимуществу статичен, ибо листающий книги или вздымающий одежды ветер, изящество махов руками и пантомимы в целом – это сущая безделица на фоне многочисленных зарисовок и коллажей. Женские и мужские ипостаси, воплощённые Софико Чиаурели, – законченные полотна, продуманные до мелочей. Из моих любимых – Муза, являющая собой бессмертие творческого наследия Саят-Новы:
Нет двух одинаковых людей: даже монахи, поедающие перед камерой сочащиеся алым соком гранаты, делают это вразнобой, каждый по-своему. Кому-то насыщенность параджановского кадра может показаться чрезмерной жадностью, словно у маленькой девочки, решившей к празднику надеть на себя всё самое лучшее сразу. Мне же это зрительно-образное изобилие по нраву, как цвет и вкус граната. Тем более, что Параджанов живописует судьбу великого поэта, перу которого принадлежат и такие строки: "Без возвышенных речений восхваленье – невозможно..."
Абсолютно ни с чем не сравнимое творение уникального советского режиссёра, подвергавшегося многочисленным гонениям. Его картины - далеко не массовое кино, не художественное и даже не атр-хаус, они похожи скорее на модуляцию бурлящего воображения, принимающую какое-то зримо осязаемое воплощение. Синтез художника, поэта и режиссёра, выливающийся в поток образов, пышное и тяжеловесное эстетическое пиршество. Мне кажется, намного совершеннее эти образы воспринимались бы в застывшем, статичном виде, например как фото или картина, вот взять хотя бы эти кадры со скринов. А когда смотришь Параджанова, именно смотришь полное экранное время, то словно пресыщаешься, захлёбываешься и тонешь в обилии деталей. Это красиво до того, что давит. Поэтому рекомендалку как всегда его фильмам не ставлю, сама далека от восторгов, не могу сказать что люблю эти картины, скорее - восхищаюсь свободой и силой воображения их создателя.
Очень чёткая аннотация к фильму у которого нет сюжетной линии, это действительно попытка передать духовный мир человека - поэта с помощью визуальных возможностей кино. Символизм и ассоциации дополненные музыкальным рядом, можно назвать это кинопоэзией. Естественно советские чиновники картину не восприняли, данный вариант это не авторская версия, а перемонтированная, обрезанная и т.д. Но благодаря этому её всё-таки спасли. Судьба самого Параджанова мне не была известна, но вот эта фраза пробудила интерес
Скрытый текст
Власти таких людей ненавидели и преследовали, ну а в итоге сажали за решетку под самыми мерзкими предлогами. Похожая участь постигла и Параджанова, которого в конце концов узнавали как «армянина, родившегося в Грузии, отсидевшего в русской тюрьме за украинский национализм».
По фильму, от громких восторгов воздержусь, но кино однозначно стоит посмотреть всем любителям символизма, образного, неординарного кино. Аналогов я не знаю. В какой-то мере визуальный ряд напоминает первые части "Снов Акиры Куросавы", всё больше сравнить не с чем.