СпасениеПремьера: 24.09.2015 Продолжительность: 01:34 Страны: Россия Молодую католическую монахиню сестру Анну из Польши отправляют служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Сестре Анне 25 лет, и половину жизни она провела в монастыре. И вот, первый раз в жизни она выезжает в другую страну, и не просто в какую-то страну, а в аутентичный край Ладакх, который является частью тибетской Индии. Приехав туда, сестра Анна оказывается в совершенно не знакомом ей мире. Она сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути приносят сложные мысли и вопросы. | Режиссер:
В ролях:
Сценарий:
Оператор:
Композитор:
Монтаж:
|
Сообщить о появлении в хорошем качестве
Добавить Сообщение
Всего сообщений 23
Медитативное кино.Вроде в нем на первый взгляд нет ничего необычного,однако в нем есть душа.Есть теплота и непринужденность,легкость и настроение.Есть совершенно обворожительная главная героиня...)Посмотрел пару недель назад.И уже спустя это время просмотрено немало фильмов,но этот как-то сам по себе вспоминается мною каждый день.

+256
-247
Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца
Долго я смотрел, как героиня ходит, едет в автомобиле, валяется на кровати... Разговоры о смысле жизни со встречными-поперчными и вывод: "Бог есть!"
Скучное кино на избитую тему. Можно заснуть, проспать пол фильма, проснуться и быть уверенным, что ты ничего не пропустил.
Скучное кино на избитую тему. Можно заснуть, проспать пол фильма, проснуться и быть уверенным, что ты ничего не пропустил.

+570
-641
...but some things make me feel so sad...
Пустое выпендрёжничество.
Высокие лбы, может, и узрят здесь историю духовного становления, но в том же ЖЧ смысла и глубины гораздо, на мой взгляд, больше...
Осторожно - спойлер!
Полчаса польская монашка ходит, ездит, летает и страдает от горной болезни. Потом 20 минут разговаривает о людях-пылесосах. потом монашка сексуально лежит, ворочаясь в постели, писает и разговаривает с американцем о группе U2, что занимает ещё 20 минут. После чего она идёт в номер американца и слушает, как он бренчит на гитаре. Впечатлённая, покупает вязаную шапку и г.внодавы, забирается в горы, где, надышавшись свежего и чистого горного воздуха, наблюдает прилёт НЛО...
Высокие лбы, может, и узрят здесь историю духовного становления, но в том же ЖЧ смысла и глубины гораздо, на мой взгляд, больше...

+106
-67
могу сказать, что этот фильм стал смотреть "случайно", хотя может и не так всё было... Но как бы там не было мне скучно при просмотре в самом начале, да и в конце фильма, я понял, что всё таки такие фильмы тоже необходимо иногда смотреть иногда. А так "обычный фильм" телеканала "Культура", как я понял. Смотреть этот фильм обязательно надо в трезвом уме и сознание, и как минимум в "бодром расположении духа", а то есть вероятность просто уснуть...

+434
-163
Мужчина- это дерево, а женщина- птица
Осталась довольна. Фильм хочиться смотреть и слушать. Не смотря на то, что действие совершенно размеренно, детали и пейзажи привлекательны, как и сами герои. Девушка органична, любознательна в меру, открыта и стремиться к прекрасному. Концовка выдалась чУдной и, будучи человеком разносторонне не про зомбированным, сделала простой и действительно единственный в ее понимании вывод: Бог есть!..
Поставила 9 балов.
Поставила 9 балов.

+163
-103
Великолепная картина.
Да, фанаты "Железных человеков", "Очень смешных кинов" и прочего мейнстрима могут смело проходить мимо, фильм им наверняка не понравится.
Остальные же могут на полтора часа погрузиться в умиротворение Гималаев, меланхоличныую жизнь монашки и странные разговоры, так приятно напоминающие "Кофе и сигареты" Джармуша. Вот кстати любители последнего, как и я, наверняка получат непередаваемое удовольствие от диалогов, первый из которых состоится аж через полчаса от начала картины. Так что если вдруг захочется сразу залезть ложкой в середину арбуза - можете перемотать эти 30 минут. Однако, вступление помогает лучше понять мир в котором живет главная героиня, ее настроение и проникнуться нужным ощущением для просмотра. Как и у любого другого действительно хорошего кино - у этого также присутствует особое послевкусие, оставляющее блуждающую улыбку и заставляющее на несколько минут откинуться на спинку и поразмышлять о жизни.
Приятного просмотра!
Да, фанаты "Железных человеков", "Очень смешных кинов" и прочего мейнстрима могут смело проходить мимо, фильм им наверняка не понравится.
Остальные же могут на полтора часа погрузиться в умиротворение Гималаев, меланхоличныую жизнь монашки и странные разговоры, так приятно напоминающие "Кофе и сигареты" Джармуша. Вот кстати любители последнего, как и я, наверняка получат непередаваемое удовольствие от диалогов, первый из которых состоится аж через полчаса от начала картины. Так что если вдруг захочется сразу залезть ложкой в середину арбуза - можете перемотать эти 30 минут. Однако, вступление помогает лучше понять мир в котором живет главная героиня, ее настроение и проникнуться нужным ощущением для просмотра. Как и у любого другого действительно хорошего кино - у этого также присутствует особое послевкусие, оставляющее блуждающую улыбку и заставляющее на несколько минут откинуться на спинку и поразмышлять о жизни.
Приятного просмотра!

+1
-1
Да, операторская работа на высоте, фильм действительно красив и довольно необычен. Вот только содержание настолько хлипкое и пресное, что вызывает только одну мысль "и это всё что хотел донести Варыпаев!?" Не хочется его критиковать, он снимает как умеет, но как-то печально становится что наше Министерство культуры поддерживает уже и такие поделки, значит и впрямь всё довольно скверно в нашем кинематографе.

+206
-151
КАПОВ
достаточно интересное кино...
симпатичные актёры...
небанальная ситуация...
на первый взгляд, незамысловатые диалоги несут, тем не менее, определённую смысловую нагрузку...
(в жизни куча несимпатичных людей проживает кучу пустых жизней, не заботясь о смысле присутствия здесь вообще...)
так что фильм заслуживает внимания...)))
симпатичные актёры...
небанальная ситуация...
на первый взгляд, незамысловатые диалоги несут, тем не менее, определённую смысловую нагрузку...
(в жизни куча несимпатичных людей проживает кучу пустых жизней, не заботясь о смысле присутствия здесь вообще...)
так что фильм заслуживает внимания...)))

+207
-59
Я женщина больше, чем книга. (Вера Павлова)
Будь она книгой, самая меланхоличная картина самого авангардного российского режиссёра начиналась бы со слов: «Жил-был Иван Вырыпаев, слыл знатоком модерна и "Танца Дели", а потом вдруг остановился, задумался и станцевал менуэт под названием "Спасение"». Лишённый фирменной экспрессии, его авторский стиль всё же узнаваем. В первую очередь, благодаря парадоксальности мысли (диалог о человеке-пылесосе) и картинки (монахиня, расхаживающая по улицам в подряснике, шапке бини, бутсах и с рюкзаком за плечами, или, простите, непосредственно в кадре справляющая нужду на унитазе); во вторую – традиционному сквозному говорению персонажей.
"Спасение" – это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм "Иерей-сан. Исповедь самурая"). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.
Попытка изумительно красива – этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; в кадре превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: "пыльное" синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, выросшей в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.
Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд – в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.
Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма "Авриль" Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал "Спасения" – утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни загадочной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что "при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда". Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи "непостижного света". Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.
"Спасение" – это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм "Иерей-сан. Исповедь самурая"). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.
Попытка изумительно красива – этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; в кадре превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: "пыльное" синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, выросшей в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.
Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд – в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.
Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма "Авриль" Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал "Спасения" – утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни загадочной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что "при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда". Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи "непостижного света". Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.

+130
-135
Максимальная простота ведет к безупречности
igorkk пишет:
Философов в России не осталось. Зачем и мочалку теребить?
Ну для создания подобных фильмов может и нет необходимости быть философом, достаточно быть думающим и талантливым.
Лунгин же не религиозный философ, но его "Остров", на мой взгляд очень удачен.

+1209
-825
дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей
tan@ka пишет:
Вы крайне внимательны к моей писанине
Скрытый текст
Специально нет, даже в друзья пока не добавлял (для удобства), но как-то так иногда случается

+130
-135
Максимальная простота ведет к безупречности
Abu Salama пишет:
Да уж, богатое нужно иметь воображение
Но, и разница есть. Примерно, как между девушкой и девахой.
Ой, обожаю богатство русского языка! Он бывает крайне колоритен.
Деваху-то, поди из "Безумие" вытащили? Вы крайне внимательны к моей писанине.

+252
-470
Философов в России не осталось. Зачем и мочалку теребить?

+1209
-825
дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей
tan@ka пишет:
gorka пишет:Стратостат пишет:
Обязательно посмотрю. Тут похоже какой-то подтекст, или сложность выбора выражения.
Почему полька, почему на Тибет, католическая монашка?
Вобщем очень заинтригован.
Не монашка, а МОНАХИНЯ,......
Монашка, уважаемый, у вас между ног болтается
Разве не одинаково значение? Думала, что монахиня статус в религиозной общине, а в светском обществе монашка вполне уместно. Может вы слова монашка и мошонка спутали? Потому как представить монашку между ног Стратостата...
Да уж, богатое нужно иметь воображение
Но, и разница есть. Примерно, как между девушкой и девахой.

+130
-135
Максимальная простота ведет к безупречности
В первой трети фильма самое интересное - монастырь в горах, картинка роскошна. За ним пустой разговор с неудачным сравнением жизни с пылесосом, как будто мы только мусор впитываем. И дальше такая же пустышка. Ну ни о чем.
Монашка в секси нижнем белье на кровати - это к чему и о чем? Аскетизм вначале идет в голове, затем в одежде выражается. Нижнее белье будет соответствовать верхней одежде.
Потому и католичка, православные по башке настучат. И правильно бы сделали.
При чем здесь вообще католицизм, буддизм? Такой пук в лужу.
Монашка в секси нижнем белье на кровати - это к чему и о чем? Аскетизм вначале идет в голове, затем в одежде выражается. Нижнее белье будет соответствовать верхней одежде.
Потому и католичка, православные по башке настучат. И правильно бы сделали.
При чем здесь вообще католицизм, буддизм? Такой пук в лужу.

+130
-135
Максимальная простота ведет к безупречности
gorka пишет:
Стратостат пишет:
Обязательно посмотрю. Тут похоже какой-то подтекст, или сложность выбора выражения.
Почему полька, почему на Тибет, католическая монашка?
Вобщем очень заинтригован.
Не монашка, а МОНАХИНЯ,......
Монашка, уважаемый, у вас между ног болтается
Разве не одинаково значение? Думала, что монахиня статус в религиозной общине, а в светском обществе монашка вполне уместно. Может вы слова монашка и мошонка спутали? Потому как представить монашку между ног Стратостата...

+413
-405
Absit verbo invidia
Стратостат пишет:
Польша - до недавного - самая католическая страна в мире. Тибет ? А почему бы и нет ; миссии Церкви существуют по Всему миру.
Почему полька, почему на Тибет, католическая монашка?
Вобщем очень заинтригован.
Скрытый текст
А насчёт туалета и т.п. , актриса в интервью ответила правильно : "...– Полина, как вы считаете, зачем нужны сцены, где у вашей героини рвота?
– Чтобы показать, что монахиня – такой же человек, она носит нижнее белье и ходит в туалет..." Я сам часто видел как некоторые "особенно" верующие люди чуть ли не обожествляют священников или монахов(-инь) . Типа они и в туалет не ходят ! Ещё немного и крылья вырастут. Но на самом деле - это такие же люди как я и вы. Со своими слабостями и грехами. Например я лично знаю некоторых по- настоящему очень хороших священников и монахинь, которые и не отвергают мною вышесказанное. В христианском служении, покорность и простота очень важны.
– Чтобы показать, что монахиня – такой же человек, она носит нижнее белье и ходит в туалет..." Я сам часто видел как некоторые "особенно" верующие люди чуть ли не обожествляют священников или монахов(-инь) . Типа они и в туалет не ходят ! Ещё немного и крылья вырастут. Но на самом деле - это такие же люди как я и вы. Со своими слабостями и грехами. Например я лично знаю некоторых по- настоящему очень хороших священников и монахинь, которые и не отвергают мною вышесказанное. В христианском служении, покорность и простота очень важны.

+76
-71
Киноляпы для зануд....
Стратостат пишет:
Обязательно посмотрю. Тут похоже какой-то подтекст, или сложность выбора выражения.
Почему полька, почему на Тибет, католическая монашка?
Вобщем очень заинтригован.
Не монашка, а МОНАХИНЯ,......
Монашка, уважаемый, у вас между ног болтается

+2794
-1333
Сижу, никого не трогаю, примус починяю...
Какой-то необычный Вырыпаев. Спокойный и умиротворённый – и это переходит к зрителям. Картина и светла, и душевна, и духовна: режиссёр подводит зрителя к идее, что Бог – есть. В фильме больше скрытых вопросов, чем ответов – этим он в корне отличен от «Иды» Павликовского.
Смотреть. Обязательно. Хотя бы попробовать. Равнодушных точно не будет.
Смотреть. Обязательно. Хотя бы попробовать. Равнодушных точно не будет.

+247
-431
Он родился и захватил горе с собой.
Обязательно посмотрю. Тут похоже какой-то подтекст, или сложность выбора выражения.
Почему полька, почему на Тибет, католическая монашка?
Вобщем очень заинтригован.
Показать еще комментарии
Добавить Сообщение
Сообщений 23
Добавить Сообщение
Cообщений друзей: 0.
загрузка
Cообщений друзей: 0.
Добавить Сообщение

16 Март 2016 11:05 Прямая ссылка
«Холодят мне душу эти выси, нет тепла от звёздного огня…»
И снова в мире пустота,
и ровно-ровно сердце бьётся.
Душа, как снятая с креста,
чиста – не плачет, не смеётся.
Ольга Красникова
Современный российский кинематограф постепенно заполонило «младое, незнакомое» кочевое племя: Пётр Буслов обретает «Родину» на Гоа, Роман Волобуев снимает Морру и иже с ней во Франции, а Вырыпаев, как старик Хоттабыч, на нековре, но самолёте переносит свою и без того интровертированную «беспокойную Анну» в гималайские пейзажи Ладакха. Дауншифтинг полного метра? Кто и в какие странноприимные края отправится дальше искать «для вдохновения ключи»? Поживём – увидим.
Впрочем, сейчас речь не об этом, а о самой меланхоличной картине самого авангардного российского режиссёра, которая, будь она книгой, начиналась бы с фразы: "Жил-был Иван Вырыпаев, слыл знатоком модерна и «Танца Дели», а потом вдруг остановился, задумался и станцевал менуэт под названием «Спасение»". 25-летняя же польская монахиня, по долгу служения церкви заброшенная на «Малый Тибет», впервые осознаёт, что ни о танцах, ни о песнях, ни о музыке (и не только группы «U2») ничего не знает и в помине. Тело Анны гнетёт вовсе не высота в 4000 тысячи метров над уровнем моря – это душа её от приближения горнего мира трепещет в сомнениях. Путешествуя по окрестностям, девушка беседует с первыми встречными, и из их слов в неё проникает такой оглушительный хаос, что делает непостижимое для её понимания окружающее пространство ещё загадочнее.
Лишённый фирменной экспрессии, авторский стиль Вырыпаева всё же узнаваем. В первую очередь, благодаря парадоксальности мысли (диалог о человеке-пылесосе) и картинки (монахиня, расхаживающая по улицам в подряснике, шапке бини, бутсах и с рюкзаком за плечами, или, простите, непосредственно в кадре справляющая нужду на унитазе); во вторую – традиционному сквозному говорению персонажей.
«Спасение» – это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм «Иерей-сан. Исповедь самурая»). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.
Попытка изумительно красива – этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; на экране превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: «пыльное» синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, чьи юные годы прошли в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.
Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд – в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Картина, призванная было спеть гимн духовности, растворяется в туманной дымке гор и благовоний местных храмов и многоцветным колесом-мандалой катится по чистым землям будд прочь от славянского менталитета. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.
Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма «Авриль» Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал «Спасения» – утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни келейной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что «при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда». Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи «непостижного света». Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.
О, есть неповторимые слова,
кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
небесная и милосердье Бога.
(Анна Ахматова)
и ровно-ровно сердце бьётся.
Душа, как снятая с креста,
чиста – не плачет, не смеётся.
Ольга Красникова
Современный российский кинематограф постепенно заполонило «младое, незнакомое» кочевое племя: Пётр Буслов обретает «Родину» на Гоа, Роман Волобуев снимает Морру и иже с ней во Франции, а Вырыпаев, как старик Хоттабыч, на нековре, но самолёте переносит свою и без того интровертированную «беспокойную Анну» в гималайские пейзажи Ладакха. Дауншифтинг полного метра? Кто и в какие странноприимные края отправится дальше искать «для вдохновения ключи»? Поживём – увидим.
Впрочем, сейчас речь не об этом, а о самой меланхоличной картине самого авангардного российского режиссёра, которая, будь она книгой, начиналась бы с фразы: "Жил-был Иван Вырыпаев, слыл знатоком модерна и «Танца Дели», а потом вдруг остановился, задумался и станцевал менуэт под названием «Спасение»". 25-летняя же польская монахиня, по долгу служения церкви заброшенная на «Малый Тибет», впервые осознаёт, что ни о танцах, ни о песнях, ни о музыке (и не только группы «U2») ничего не знает и в помине. Тело Анны гнетёт вовсе не высота в 4000 тысячи метров над уровнем моря – это душа её от приближения горнего мира трепещет в сомнениях. Путешествуя по окрестностям, девушка беседует с первыми встречными, и из их слов в неё проникает такой оглушительный хаос, что делает непостижимое для её понимания окружающее пространство ещё загадочнее.
Лишённый фирменной экспрессии, авторский стиль Вырыпаева всё же узнаваем. В первую очередь, благодаря парадоксальности мысли (диалог о человеке-пылесосе) и картинки (монахиня, расхаживающая по улицам в подряснике, шапке бини, бутсах и с рюкзаком за плечами, или, простите, непосредственно в кадре справляющая нужду на унитазе); во вторую – традиционному сквозному говорению персонажей.
«Спасение» – это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм «Иерей-сан. Исповедь самурая»). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.
Попытка изумительно красива – этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; на экране превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: «пыльное» синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, чьи юные годы прошли в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.
Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд – в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Картина, призванная было спеть гимн духовности, растворяется в туманной дымке гор и благовоний местных храмов и многоцветным колесом-мандалой катится по чистым землям будд прочь от славянского менталитета. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.
Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма «Авриль» Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал «Спасения» – утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни келейной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что «при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда». Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи «непостижного света». Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.
О, есть неповторимые слова,
кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
небесная и милосердье Бога.
(Анна Ахматова)
Добавить рецензию