ШультесПремьера: 17.07.2008 Продолжительность: 1:40 Страны: Россия Арт-хаус / Авторское кино, Криминал, драма, Дебютный фильм Леша Шультес профессионально занимается спортом, но автомобильная катастрофа, в которую он попадает, лишает его возможности продолжать карьеру. С этого момента двадцатипятилетний Алексей становится вором-карманником. Он живет вместе с больной матерью, промышляет воровством и иногда ездит к брату в воинскую часть. Он сознательно ведет замкнутый образ жизни, отталкивает от себя всех знакомых и не заводит отношений с женщинами. Единственный раз в душе Шультеса вспыхивают добрые порывы и чувства, когда он находит видеописьмо девушки, которую он обворовал на днях… |
"Страна, что ты не делай
Стреляй, пой или бегай
Толку,
Что дрочить свой маленький двойной"
"Вишенкой на торте", лично для меня, стали "декорации" южной окраины Москвы, в интерьерах которых я прожил с десяток лет (с 00 по 10), неоднократно бродил по этим местам и даже пил пиво на одной из "засвеченных" в картине скамеек.
9 из 10 и рекомендации киногурманам, уважающим арт.
- Нет у Вас методов против Кости Сапрыкина!
....Кошелёк, кошелёк!... Какой кошелёк?
"Место встречи изменить нельзя", 1979, реж.С.Говорухин
С первых кадров холодная отстранённость в глазах. С первых кадров притягательное непонимание происходящего. Перед зрителем лицо человека как восковая маска застывшего манекена. Вот он на пробежке в спортивном костюме, вот заботливый сын в уходе за больной матерью, вот в сером плаще в фактуре столицы. Ни трагедии, ни восторга отпечатком. Ни искры света, ни эмоции. Скуп, однако. Скуп. Робот. Почти робот.
Лёша я или не Лёша? — телефонный шлак музыкой, ближе к середине фильма, подсказка режиссёра зрителю на заданную загадку… Но до распутывания клубка событий ещё далеко. И она мало что проясняет.
А пока наблюдаем за повседневной жизнью карманного вора. Лёша — вор. Щипач.
Мне показалось, что «Шультес» имеет много общего с «Ничего личного»(2007). Что объединяет эти работы? Некая созерцательность персонажей. Главных персонажей. Мимо них — поток жизни. В страстях, ссорах, любовных интригах, смертях и т. д. А они? Они — подобно буддийским монахам, получившим установку наставника, застыли и СМОТРЯТ за ТЕКУЧЕСТЬЮ происходящего. Ничего не упуская. Минимум рефлексий вздрагивания. Лишь созерцание за КРАСОТОЙ КРИВИЗНЫ вспыхивающей и застывающей вновь, с возвращением в однообразную тягучесть. Остекленелость, определённо - остекленелость в обоих главных персонажах картин.
Они — наши устремлённые в мир взгляды. Наши поводыри. Распахнутые окна в реальность. Двери в окружающую действительность, которую мы перестали воспринимать за суетностью суеты.
Зимин в «Ничего личного» следит, молчаливо наблюдая как человек сходит с ума, другой — Шультес, очищает карманы зазевавшихся граждан. И ни один нерв, ни одна клеточка тела не шелохнутся. До поры. Только поддались внутреннему соблазну — вся конструкция рушится. У обоих. Увы, урок в «буддийской» школе не сдали. Будет ли второй шанс?
Сюжет без преувеличения занозист. Повторюсь. Хладнокровие с первых кадров, повергающее в смысловой ступор. Кто перед нами? Профессионал подчинивший своих внутренних демонов служению ремеслу? В каком «ашраме» он прошёл духовную практику «личностного роста»? А может быть он разоблачённый офицер ГРУ — КГБ, допустивший должностной прокол и выведенный за штат. Молчалив. Скуп на проявление себя. Руки — заточки, руки- отмычки.
Что ещё? Здесь нет типичной, свойственной возрасту куражности за рамками, за гранью, на пределе сил организма — компания, тусовки, кабаки, бабы, тачки, денежные брызги… Ничего нет. Холодность. Загадочность в противовес. Трата энергии расстановочно — «от и до». Не больше. Как будто бы сам себе отмерил. Сам и отрезал. Ну, аскет. Как есть, аскет. Разве не интересно следить за перемещениями этого человека? Отнюдь, очень даже. Человек дела перед нами. Часто ли нам доводится «общаться» с подобными типами? Нет. А потому, увлекательно, полезно. Расширяет кругозор.
Его мир — наблюдательность. Его мир — оценка происходящего. Его мир — безошибочный выбор жертвы. Его мир — ловкость рук. Это и Костя Сапрыкин и Пётр Ручечник из «Место встречи изменить нельзя», одновременно… Глядя на его "искусство", потеешь взмокая от переживания за происходящем. А он, металл, холод хранящий...
А ответы на многие вопросы даёт вторая половина фильма с гранями "помню — не помню" в кабинете врача клиники. И всё в этой мозаике складывается, объясняя что к чему. И внутренние страхи отстраненного лица вплетаются фальшью в воспоминание о причине трагедии. Он говорит, ему отвечают. И нам всё ясно. А ему? Лёше? Или необратимость в диагнозе? И финал фильма как прорывающаяся осознанность себя. И выход. Окончательный.
Как головоломка-размышление, картина.
С новыми гранями в постижении. От нового соприкосновения.
Спасибо режиссёру. Весьма необычный портрет современника предложен зрителю. Краски по минимуму, а оторваться невозможно. И продолжения хочется в подобном ключе.
Никогда ещё бег, не был так привлекателен как вид спорта. И бокс не нужен вовсе, и рукопашный бой теряет всякую значимость. Бег, самое оптимальное, что может быть. Шультес это доказал своим образом жизни.
Кстати, есть французский плагиат с переделанным сценарием, который выродился в пошлейшую комедию, без тени философского осмысления. Человек=память? Человек без памяти не человек?
5 баллов и в коллекцию.
Только вот таких героев быть не должно.
"Актеры совсем не играют" - так вот и не играют, поэтому и смотрится натурально.
По вашему запросу рецензий не найдено