Вернувшись в свой родной городок после нескольких лет отсутствия, Клей обнаруживает, что дела идут совсем плохо. Его бывшая девушка, Блэр, когда-то изменившая ему с его лучшим другом Джулианом, умоляет Клея о помощи: Джулиан связался с бандитами, стал торговать наркотиками, он все ниже скатывается по наклонной плоскости, а, кроме Клея, просить поддержки просто не у кого…
Неплохое кино и видно, что Дауни не выдавливает себя по капле для исполняемой роли, а живет ею, уж ему-то не нужно ничего придумывать, сам все прошел, но в остальном сюжетно как-то не зацепил. Действительно, просто "баловство" золотой молодежи, все как-то поверхностно, обрывочно; размытая и сонная атмосфера; не увидела я в фильме и какой-то целостности, не прочувствовала трагедии. Начинается с бухты-барахты, потом опускает целый кусок действия в унитаз и выныривает в руки главного героя с готовой проблемой. Все ребята выглядят взрослее предполагаемых возрастов, и это только придает неуклюжести и корявости общему впечатлению. На мой взгляд с "Реквием по мечте" и ставить-то рядом неудобно. Там полное эмоциональное погружение в мир наркотиков, здесь - околоплодное барахтание. Там - откровенное признание и душа наизнанку, здесь - все та же суетливая беготня и болтовня, но опять же все эти огрехи все больше выскакивают при сравнении. В отдельном же прочтении - фильм "Меньше чем ноль" вполне себе еще одна вариация на тему : "Наркотики - это плохо, я пробовал - я знаю", - с неизменным и беспроигрышным "друзья познаются в беде" и "некоторым, чтобы остановиться, нужно умереть". И еще, продолжу традицию в сравнениях и предположу, что данное кино гораздо больше напомнило "Панк-Солт-Лейк-Сити", уже хотя бы одной оконцовкой в том же "победном" стиле, где выживший роняет слезы над менее умным и сильным, в отличии, например, от абсолютно обезоруживающего беспросветной депрессией "Реквиема", в котором не остается ни одного победителя, только проигравшие войну с мечтой.
Художественная кинолента повествует о том, что злоупотребление наркотиками губит мажоров не хуже, чем "яга" и "девяточка" гопников. Бассейны, дорогие авто, породистые лица и моднейший клуб - прилагаются. С художественной точки зрения представляет интерес разве декор а-ля Нам Джун Пайк в упомянутом клубе, в котором проходит половина действия. Фильм больше похож не на "Реквием по мечте" а на " Информаторов", в которых тема загнивающего гламура раскрыта лучше.
Старший брат нашумевшего "Реквиема по мечте" отличается таким же вздорным нравоучительным характером, стремлением показать что такое хорошо и что такое плохо, а также - к чему это в конце концов приводит. Только вот лично у меня именно "Меньше чем ноль" вызывает большую симпатию. В нём нет этой самопоставленной цели "Реквиема..." - вызвать негатив, отвращение к происходящему, оставляющее мутный осадок. Он играет на другом - на жалости, на сочувствии. И кроме того, в нём нет однолинейности - кроме главной темы неплохо показан образ жизни "золотой молодёжи". Пожалуй единственное, что здесь напрягает - слишком уж картинно правильный мальчик Клэй, а в остальном - если "Реквием..." воспринимается как кричащее экранное пособие для подростков, "Меньше чем ноль" подкупает простотой и жизненной реалистичностью. И кстати, фильм - экранизация одноимённого романа автора "альтернативной прозы" Брета Истона Эллиса.